Краткое описание ООП

Краткое описание
к основной общеобразовательной программе дошкольного образования
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №19»
Основная общеобразовательная программа – образовательная программа
дошкольного образования Муниципального дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад №19»
(далее – Программа) разработана в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17
октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г.,
регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8
ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г.,
регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО) и федеральной образовательной
программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения
России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28
декабря 2022 г., регистрационный № 71847) (далее – ФОП ДО).
Нормативно-правовой основой для разработки Программы являются
следующие нормативно-правовые документы:
‒
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г.
№ 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года»;
‒
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля
2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года»;
‒
Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября
2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей»
‒
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
‒
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
‒
Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона
«Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
‒
распоряжение Правительства Российской Федерации от
29 мая 2015 г. № 999-р «Об утверждении Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
‒
федеральный
государственный
образовательный
1

стандарт дошкольного образования (утвержден приказом
Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155,
зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г.,
регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения
России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте
России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);
‒
федеральная образовательная программа дошкольного
образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25
ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28
декабря 2022 г., регистрационный № 71847);
‒
Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным
программам
дошкольного
образования
(утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020
года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г.,
регистрационный № 59599);
‒
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28,
зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г.,
регистрационный № 61573);
‒
Устав МДОУ №19;
‒
Программа развития МДОУ №19.
Программа отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает
развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и
деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и
физиологических особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного
возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения
ими образовательных программ начального общего образования, на основе
индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для
детей дошкольного возраста видов деятельности.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой
участниками
образовательных
отношений.
Обе
части
являются
взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований
ФГОС ДО.
Обязательная часть Программы соответствует ФОП ДО и обеспечивает:
‒
воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как
гражданина Российской Федерации, формирование основ его
2

гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту
содержании доступными средствами;
‒
создание единого ядра содержания дошкольного
образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к
духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского
народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и
уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой
Родины;
‒
создание единого федерального образовательного
пространства воспитания и обучения детей от рождения до
поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его
родителям (законным представителям), равные, качественные условия
ДО, вне зависимости от места и региона проживания.
В части, формируемой участниками образовательных отношений,
представлены выбранные участниками образовательных отношений программы,
направленные на развитие детей в образовательных областях, видах
деятельности и культурных практиках (парциальные образовательные
программы), отобранные с учетом приоритетных направлений, климатических
особенностей, а также для обеспечения коррекции нарушений развития и
ориентированные на потребность детей и их родителей:
Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее
общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений,
не более 40%.
Программа представляет собой учебно-методическую документацию, в
составе которой:
‒
рабочая программа воспитания,
‒
режим и распорядок дня для всех возрастных групп
ДОО,
‒
календарный учебный график 1,
‒
календарный план воспитательной работы.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО в Программе содержится
целевой, содержательный и организационный разделы.
В целевом разделе Программы представлены цели, задачи, принципы и
подходы к ее формированию; планируемые результаты освоения Программы в
младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения
освоения Программы; характеристики особенностей развития детей
младенческого, раннего и дошкольного возрастов, подходы к педагогической
диагностике планируемых результатов.
Часть 9 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
1

3

Содержательный раздел Программы включает описание:
‒ задач и содержания образовательной деятельности по каждой из
образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся
(социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественноэстетическое, физическое развитие) в соответствии с федеральной
программой и с учетом используемых методических пособий,
обеспечивающих реализацию данного содержания.
‒ вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Федеральной программы с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей
воспитанников,
специфики
их
образовательных
потребностей и интересов;
‒ особенностей образовательной деятельности разных видов и
культурных практик;
‒ способов поддержки детской инициативы;
‒ особенностей взаимодействия педагогического коллектива с
семьями обучающихся;
‒ образовательной деятельности по профессиональной коррекции
нарушений развития детей.
Содержательный раздел включает рабочую программу воспитания,
которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы,
предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным
ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и
нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел Программы включает описание:
‒ психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы;
‒ организации развивающей предметно-пространственной среды (далее –
РППС);
‒ материально-техническое обеспечение Программы;
‒ обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания.
В разделе представлены режим и распорядок дня во всех возрастных
группах, календарный план воспитательной работы.
Воспитание и обучение в Образовательном учреждении осуществляется на
русском языке – родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в
том числе русском языке как родном языке.
Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,6 до
7(8) лет с учетом возрастных, индивидуальных особенностей по основным
направлениям: социально-коммуникативному, познавательному, речевому,
художественно-эстетическому, физическому.
4

Образовательное учреждение функционирует в режиме пятидневной рабочей
недели понедельник – пятница с 07.00 до 19.00, выходные дни – суббота и
воскресенье.
Комплектование групп осуществляется детьми по возрастному принципу.
Ежегодный контингент детей определяется социальным заказом (потребностями)
родителей воспитанников.
Предельная наполняемость групп дошкольного возраста - 25 воспитанников,
групп раннего возраста – 25 воспитанников.
Срок реализации Программы до 6 лет.
Цели и задачи Программы
Учитывая содержание пункта 1 статьи 64 Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации» и пункта 1 раздела 1 ФОП ДО, целями
Программы являются разностороннее развитие детей дошкольного возраста с
учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение
детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для
успешного освоения ими образовательных программ начального общего
образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и
специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности на основе
духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и
национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся,
прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного
над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России 2.
Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации», направлена на формирование общей культуры, развитие
физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных
качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и
укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Цели Программы достигаются через решение следующих задач (п. 1.6.
ФГОС ДО, п. 1.1.1 ФОП ДО):
1) обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и
планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
2) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том
Пункт 5 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных
ценностей, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2022, № 46, ст. 7977).
2

5

числе их эмоционального благополучия;
3) приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к
базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы
человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая
семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России;
создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему
миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
4) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого
ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола,
нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей
(в том числе ограниченных возможностей здоровья), с учетом разнообразия
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
5) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития
способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений
с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
6) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества;
7) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей
здорового образа жизни, обеспечение развития физических, личностных,
нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественнотворческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и
ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;
8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей;
10) обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного
общего и начального общего образования;
11) достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития,
необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных
программ начального общего образования.
Принципы и подходы к формированию Программы
Федеральная программа построена на следующих принципах,
установленных ФГОС ДО:
6

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого,

раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в
выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных
представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в
воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также
педагогических работников3 (далее вместе – взрослые);
4) признание
ребёнка
полноценным
участником
(субъектом)
образовательных отношений;
5) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
6) сотрудничество ДОО с семьей;
7) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
8) формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
9) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
10) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Основные подходы к формированию Программы.
Программа:
‒ сформирована на основе требований ФГОС ДО и ФОП ДО,
предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного
образования;
‒ определяет содержание и организацию образовательной деятельности на
уровне дошкольного образования;
‒ обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных
видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных,
психологических и физиологических особенностей;
‒ сформирована как программа психолого-педагогической поддержки
позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей
дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик
дошкольного образования (базовые объем, содержание и планируемые результаты
освоения Программы).

Пункт 21 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(Собрание законодательств Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598).
3

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.02.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (81376) 78-279

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».